Развлечения, свадьбы и статусные подарки – в топе рейтинга «бессмысленных» займов.
Фото: molnet.ru / Агата Карасёва
67,8% россиян хотя бы однажды брали кредит в банке или займ в МФО. При этом 45% признаются, что, находясь в долговой зависимости, испытывают сильный стресс. И все же не могут полностью отказаться от кредитных продуктов. Какие кредитные цели в России считают оправданными, а какие «бессмысленными» – в исследовании Pro-Vision Communications.
Как показывают результаты опроса, в среднем россияне оценивают свой субъективный уровень финансовой грамотности на 2,8 балла из 5. При этом:
- 50,7% респондентов имеют к кредитам нейтральное отношение – считают их «вынужденной мерой» в сложной жизненной ситуации;
- 26,8% настроены более категорично и заявляют, что кредиты – «зло, ведущее к бедности и зависимостям»;
- только 13,7% рассматривают кредитные продукты как «удобный финансовый инструмент».
Да – кредитам на гаджеты и ипотеке, нет – на развлечения и свадьбы
Чаще всего кредиты берут на потребительские нужды: покупку мебели, крупной бытовой техники и обновление гаджетов (45,9%). На втором месте – приобретение жилья: ипотека есть у 11,7% респондентов. Замыкает тройку автокредиты и кредиты на лечение (по 7,3%). 17,1% оформили кредитные карты. Встречаются и экзотические цели: услуги частного детектива, щенки бигля и хаски, издание собственной книги и реставрация антикварных наручных часов.
На какие цели вы брали/у вас есть кредит?
Потребительские нужды (мебель, техника, гаджеты) | 45,9% |
У меня нет кредитов | 32,2% |
Есть только кредитные карты | 17,1% |
Жилье (ипотечный кредит) | 11,7% |
Авто | 7,3% |
Лечение / медицинские расходы | 7,3% |
Образование | 4,9% |
Отпуск / отдых | 2,9% |
Бизнес | 2% |
Другое | 0,5% |
Впрочем, есть у россиян и «общественно порицаемые» кредиты. Так, 50,2% соотечественников признаются, что никогда бы не взяли кредит на развлечения, а еще 40% – на свадьбу. Треть респондентов не одобряют займы на подарки, и около четверти – на отдых. Как отмечает один из респондентов, «нет денег на отпуск – значит, в этом году не отдыхаешь».
На какие цели вы никогда бы не взяли кредит?
Развлечения | 50,2% |
Свадьба | 40% |
Дорогие статусные подарки | 33,2% |
Отпуск / отдых | 27,8% |
Я не беру кредиты в принципе | 26,8% |
Покупка брендовой одежды или техники | 18% |
Ремонт | 9,8% |
Другое | 0,7% |
«Комфортные» и «некомфортные» кредиты
По мнению большинства россиян, (45,4%), комфортная сумма выплат по кредиту не должна превышать 10% от ежемесячного дохода. Впрочем, 29,8% допускают увеличение этого показателя до 30%. А по 2% «экстремалов» рассматривают варианты погашения кредита суммами около 50% или даже превышающими 50% регулярного дохода.
И все же кредит, по мнению россиян, – далеко не самый комфортный финансовый инструмент. В сложной финансовой ситуации они скорее предпочтут урезать расходы или занять у родственников и друзей, чем оформить кредитные продукты.
Если вам срочно потребуются деньги (на лечение, ремонт, крупную покупку), что вы сделаете в первую очередь?
Попробую обойтись без заемных средств (урежу расходы, накоплю) | 36,1% |
Займу у родственников или друзей | 28,3% |
Оформлю кредитную карту | 16,1% |
Возьму кредит | 13,2% |
Продам имущество | 4,9% |
Обращусь в МФО | 1,5% |
МФО, рассрочки и «самозапрет»
Помимо классических банковских кредитов, россияне используют и другие финансовые инструменты получения средств. Так, 23,4% хотя бы однажды пользовались услугами МФО, а 30,7% оформляли рассрочки или оплачивали покупки в сплит. При этом микрозаймы респонденты оценивают скорее отрицательно (67,1% не довольны этим опытом), а рассрочки – положительно (72% указали на позитивный опыт сплитования).
А вот по поводу относительно новых «замозапретов» на «Госуслугах» респонденты высказываются осторожно. Только 18,4% знакомы с процедурой добровольного запрета на кредиты и займы – остальные ответили, что еще не успели изучить нововведение и оценить его не могут. При этом те, кто осведомлен об этой функции, воспринимают ее скорее как средство защиты от мошенников (65,1%), чем инструмент финансового самоконтроля (32,6%).